понедельник, 12 ноября 2012 г.

Конспект урока по природоведению в 5 классе


Ионова Ольга Александровна
МБОУ СОШ №5
Учитель биологии
Природоведение
5 класс
Вселенная
Урок № 13. Разнообразие звезд
Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 174, [2] с.: ил.
ISBN 978-5-358-04939-0
Цель: ознакомить учащихся с многообразием звезд и их характеристиками, подробнее изучить звезду Солнце.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи:
Образовательные:  дать понятие «звезда», познакомиться с разнообразием звезд; расширить и закрепить знания учащихся о Солнце, как центра Солнечной системы, и ближайшей звезде планеты Земля; изучить характеристики Солнца, сравнить параметры с другими небесными телами.
Воспитательные: воспитывать внимательность на уроке, заинтересованное отношение к предмету.
Развивающие: продолжить развитие самостоятельности в мыслительной деятельности учащихся; формировать познавательный интерес к данной теме; развивать умения сравнивать, анализировать.
Средства обучения: презентация, компьютер, проектор.
План урока:
Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность ученика
Время
(в мин.)
I.
Организационный момент
Создает эмоциональный   настрой, организует работу учащихся по постановке цели и задач урока, развивает логическое мышление.
Отвечают на вопросы,  выдвигают цели и задачи урока.
1-2
II.
Изучение нового материала
Излагает материал урока, ведет активный диалог с учащимися.
Принимают участие в обсуждении вопросов, логически размышляют, реализуют творческий потенциал.
25-30
III.
Подведение итогов объяснения, закрепление знаний
Проводит тестовый контроль знаний, обсуждает результаты.
Выполняют тестовые задания, проверяют, находят ошибки.
7-10
IV.
Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.
Организует работу по соотнесению поставленных в начале урока целей с полученными личными результатами, оценивает работу учащихся с комментариями, сообщает домашнее задание.
Соотносят поставленные в начале урока цели с полученными личными результатами.
2-3

Ход урока
I. Организационный момент
1. Мотивационный момент урока
Слайд 1,2. Мы продолжаем изучать с вами Вселенную. Давайте вспомним, какие небесные тела можно обнаружить во Вселенной?
Ответ: планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
2. Постановка цели и задач урока
Когда наступает ночь, мы часто наблюдаем на небе множество мелких светящихся точек, причем, если хорошенько присмотреться, они разного цвета и размера. Как вы думаете, что это за точки? Почему они разноцветные и неодинаковые по размеру? Об этом вам сегодня предстоит узнать, итак, тема нашего урока (слайд 3) «Мир звезд».
II. Изучение нового материла
Слайд 4. Давайте вспомним, какая наука изучает небесные тела? (Астрономия). А с помощью какого метода изучения природы и с помощью какого прибора мы можем изучать небесные тела? (Наблюдение, телескоп). Какой ученый впервые изобрел телескоп? (Галилео Галилей).
Слайд 5. У вас на столах находятся таблицы.
ЧТО Я ЗНАЮ
ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ
ЧТО Я УЗНАЛ



            Итак, что вы знаете о звездах? Заполните первый столбик таблицы. А теперь подумайте, что бы вы хотели узнать о звездах? Запишите это во второй столбик. (После записи учитель опрашивает учащихся и фиксирует интересующие вопросы учащихся на доске). В течении урока мы все вместе найдем ответы на интересующие вас вопросы.
Мы начинаем изучать звезды. А что же такое звезды как вы думаете? (Ответы учащихся фиксируются на доске).
Слайд 6. Давайте запишем определение: Звезды – огромные светящиеся шары, состоящие из раскаленного газа.
Сложилось устойчивое мнение, что звезда – это пятиконечная фигура с острыми углами. Давайте немного пофантазируем, и пусть каждый нарисует свою  звезду и даст ей название. (Обсуждение рисунков и названий).
Слайд 7. Самая известная и самая близкая к нашей планете звезда – это Солнце. Давайте более подробно познакомимся с этой звездой.
Слайд 8. Солнце — это раскаленный газовый шар. Его видимая поверхность называется фотосферой. В сильные телескопы видно, что вся фотосфера состоит из подвижных светлых зёрнышек (называемых гранулами) и тёмных промежутков между ними. Гранулы — это массы раскаленных газов, которые поднимаются снизу, расширяясь и одновременно остывая. Грануляция создаёт общий фон, на котором можно наблюдать более контрастные и крупные объекты — солнечные пятна и факелы.
Слайд 9.  Характеристики Солнца.
Диаметр – 1388828 км (в 109 раз больше Земли).
Масса – 1,9891·1030 кг (примерно 332982 масс Земли)
Температура внутри Солнца – 15 млн. градусов Цельсия.
Расстояние до Земли – 150 млн. км.
Слайд 10. А теперь давайте заглянем внутрь Солнца.
Слайд 11. Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле без Солнца? (Ответы фиксируются на доске).
Слайд 12. Действительно, благодаря Солнцу осуществляется круговорот воды в природе, движение воздуха, и, благодаря солнечному теплу и свету, существуют все живые организмы. Солнцу посвящались стихи, и даже целые поэмы, его ласково называют солнышком.
Слайд 13. А теперь давайте немного отдохнем.
(Группа учащихся заранее готовит упражнения и проводит физминутку).
Слайды 14-17. В начале урока мы говорили, что звезд на небе невероятное количество. Невооруженным глазом мы можем видеть примерно 6 тысяч звезд, ученым-астронавтам известны миллиарды различных звезд.  Как вы думаете, все ли звезды одинаковые?
Учащиеся делятся на четыре группы и получают листы ватмана. С помощью учебника стр. 49-50 учащиеся составляют свою классификацию звезд. Затем каждая группа представляет защиту составленных классификаций. Учитель подводит итог и представляет свою классификацию на слайде.
По размеру звезды делятся на сверхгиганты (в сотни раз больше Солнца), гиганты (в десятки раз больше Солнца) и карлики (подобные Солнцу и меньше). По цвету, звезды бывают белыми, голубыми, желтыми и красными.
Дайте характеристику Солнцу по цвету и размеру.
Слайд 18. Солнце – желтый карлик.
Слайд 19. Когда у людей не было приборов для измерений, звездное небо помогало ориентироваться в путешествиях, предсказывать различные события. Люди наблюдали за звездами и обратили внимание, что они образуют определенного рода фигуры, группы, скопления. Такие фигуры из звезд назвали созвездиями. Известно 88 созвездий, названия которым давали по именам и различным персонажам из древнегреческой мифологии. Самое известное созвездие – Большая Медведица.
III. Подведение итогов объяснения, закрепление знаний
Слайд 20. Проверь себя:
1        вариант
1. Сколько звезд на небе можно увидеть невооруженным глазом?
А) около 6000
Б) около 2000
В) около 300000
  
2.2. Как называется ближайшая к Земле Звезда?
   А) Луна
   Б) Солнце
   В) Полярная
                  
3. 3. Солнце – это:
   А) голубой сверхгигант
   Б) белый гигант
   В) желтый карлик
2        вариант
1. Что такое звезды?
А) Планеты
Б) Гигантские шары
В) Раскаленные газовые шары большой массы

2. Сколько живет такая звезда, как Солнце?
А) сотни лет
Б) миллионы лет
В) миллиарды лет

3. Как называются самые большие звезды?
А) сверхгиганты
Б) гиганты
В) карлики



IV. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание
Слайд 21. Давайте вернемся к таблицам, которые заполняли в начале урока, и заполним третий столбик. На все ли вопросы вы получили ответы? (Обсуждение полученных результатов).
Слайд 22. Домашнее задание: стр. 48-50, творческое задание – найти в литературных источниках и выписать стихи, загадки, пословицы о Солнце.
Презентацию к уроку можно посмотреть здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий