вторник, 13 ноября 2012 г.

План-конспект урока по истории


Тема: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».
1.     Тарасова Екатерина Николаевна
2.     МБОУ СОШ № 11 г. Балаково Саратовской области
3.     Учитель истории и обществознания
4.     История
5.     6 класс
6.     Урок №41; Тема: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»
7.     История России. С древнейших времен до конца XVII века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 256с.
8.     Цель:
- формирование у  учащихся умений самостоятельной работы с различными видами источников и использование знаний и умений на практике;
- формирование знаний о деятельности Ярослава Мудрого и расширение понятийной базы.
9.     Задачи:
1.     Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.
2.     Развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.
3.     Воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор; выработка умения учиться на примере выбора пути исторической личностью.
10.                         Тип - Урок открытия нового знания.
11.                        Групповая работа, индивидуальная работа.
12.                        Учебник, тетрадь, мультимедиа, фрагмент видеофильма  “Древняя Русь”.
13.                        Структура и ход урока:
План:
1.     Ярослав Мудрый – Великий киевский князь
2.     Внутренняя политика Ярослава Мудрого
3.     Внешняя политика
4.     Значение деятельности Ярослава Мудрого
Основные понятия: государство, усобица, политика, посадник, династический брак; холоп, рядович, смерд, закуп.
Сценарий урока.
I.                  Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. В журнале отмечаются присутствующие. Зх--х
II.               Мотивация учебной деятельности:
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Создание проблемной ситуации:
«У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет».
Проблемный вопрос: почему князь Ярослав был прозван Мудрым? Чему мы должны учиться у него?
III.             Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии:
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Просмотр фрагмента видеофильма «Древняя Русь»
Построение плана работы.
1.     Ярослав Мудрый – Великий киевский князь
2.     Внутренняя политика Ярослава Мудрого
3.     Внешняя политика
4.     Значение деятельности Ярослава Мудрого.
IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения)
Цель: Формирование новых знаний у учащихся.
Работа с текстом:
Великий князь Ярослав Владимирович.
Христианство, как все новое, утверждалось на Руси тяжело. Даже среди сыновей Владимира Святославича не было строгого следования главному правилу христианской морали: «Возлюби ближнего своего как самого себя». И это привело к трагическим последствиям.
В начале XI века Древнерусское государство опять было охвачено междоусобной войной. Владимир Святославич умер в 1015 году, не назначив наследника. Его многочисленные сыновья, рожденные от разных матерей, вступили в борьбу за великокняжеский престол.
Старшим среди братьев был князь Святополк (усыновленный племянник Владимира), но он не пользовался любовью великого князя. Своим наследником Владимир, скорее всего, хотел сделать Бориса, которого держал при себе в Киеве, поручал государственные дела и ставил во главе дружины. Когда умер Владимир, Борис как раз возвращался из очередного похода на печенегов. Гонец из Киева сообщил ему, что Святополк занял великокняжеский дворец и собирается править на Руси. Дружинники Владимира предложили Борису идти в Киев и силой добыть великое княжение, но Борис отказался со словами «не хочу поднять руку на брата старшего». Дружина покинула князя на реке Альте, и вскоре туда прибыли верные Святополку люди. Они окружили шатер Бориса и пронзили его копьями. Еще живого, истекающего кровью, князя привезли в Киев к Святополку и там по его приказу добили мечами. Опасаясь мести единокровного брата Бориса — муромского князя Глеба, Святополк вызвал его в Киев. Только на Днепре Глебу стало известно о коварстве Святополка. Молодой князь и его юные дружинники растерялись. Отправленный Святополком отряд без труда захватил корабль Глеба и расправился с князем.
В открытую борьбу со Святополком вступил Ярослав, княживший в Новгороде. Четыре года полыхала война в Русской земле. Решающая битва состоялась в 1019 году на реке Альте, где дружина и наемные печенеги Святополка были разбиты, а сам он вскоре умер. По настоянию Ярослава Святополк был проклят православной церковью и прозван «окаянным», а Борис и Глеб причислены к лику святых.
Новый великий князь Ярослав Владимирович (1019—1054) был сыном гордой полоцкой княжны Рогнеды, которую Владимир силой заставил стать своей женой. С детства Ярослав был хромым, но этот недостаток не помешал ему водить в бой дружины. Стремясь к власти, он использовал природный ум, хитрость, железную волю и изворотливость. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде, слыл любящим мужем и заботливым отцом. За 35 лет своего княжения он заслужил прозвание «мудрого» правителя.
Построить логическую цепочку:
Смерть Владимира     Междоусобица          Ярослав Мудрый
V.     Этап выявления места и причины затруднения:
Цель: анализ причин затруднения учащихся.
Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
              (период его правления – время расцвета Руси; способствовал распространению христианства строил церкви, открывал при них школы поощрял переводы книг с греческого на славянский способствовал образованию монастырей покупал книги, собрал библиотеку, был образован   принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)
Проверка самостоятельной работы.
VI.    Построения проекта выхода из затруднений:
Цель: постановка целей коррекционной деятельности на основе выбора способа и средств реализации.  
На основе текста § 6, р.3, стр.46-47. определить какие изменения произошли в управлении государством  при Ярославе Мудром.
Было:
Государство
Города
Земли
Великий киевский князь
Дружина
Воевода
Ополчение
ВЕЧЕ
Местные князья
Их дружины
Советы старейшин
Тысяцкие
Ополчение
Стало:
Государство
Города
Земли (волости)
Великий киевский князь
(самовластец)
Дружина
Воевода
Ополчение
ВЕЧЕ
Народное ополчение
посадник
Наместники
(сыновья великого князя)
Их дружины
посадник
Ополчение
Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах).
Учитель: Внешняя политика.
Цели внешней политики
Успехи
Неудачи
Укрепление южных рубежей страны
  1. возводил на границе города-крепости
  2. наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г)

Расширение территории
Земли на западном берегу Чудского озера

Укрепление северо-западных рубежей страны
Строительство Юрьева

Установление выгодных отношений с государствами Европы
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;
1041 г – союзный договор с Польшей;
ряд выгодных династических браков
1043 г. – неудачный поход на Византию;
VII.   Реализация построенного проекта:
Цель: осмысление коррекции учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формировании умения правильно применять соответствующие способы действия.
 Вопрос: Значение деятельности Ярослава Мудрого?
Алгоритм: для человека, общества и государства.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Цель: проверка уровня освоенности знаний
Решить тестовые задания.
1.     Соотнесите первых киевских князей и их дела:

Рюрик
1
За ограбление во время полюдья был убит древлянами

Олег                                                                        
2
Установил уроки и погосты

Игорь                                              
3
Совершил первый победоносный поход на Царьград

Ольга                                        
4
Разгромил Хазарский каганат

Святослав                            
5
Провел крещение Руси

Владимир                                                                          
6
Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
2       Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;
Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;
В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;
      Г)  Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;
      3.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А) многобожие                     б) троебожие                             в) единобожие
4.  Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
А)Святослав                    б)Владимир                       в)Олег
 5.  Что относится к жанру героического эпоса?
А) летописи          б) сказки                          в) пословицы и поговорки             г) былины

Решить тестовые задания.
2.     Соотнесите первых киевских князей и их дела:

Рюрик
1
За ограбление во время полюдья был убит древлянами

Олег                                                                        
2
Установил уроки и погосты

Игорь                                              
3
Совершил первый победоносный поход на Царьград

Ольга                                        
4
Разгромил Хазарский каганат

Святослав                            
5
Провел крещение Руси

Владимир                                                                         
6
Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
2.Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;
Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;
В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;
      Г)  Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;
      3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А) многобожие                     б) троебожие                             в) единобожие
    4.  Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
А)Святослав                    б)Владимир                       в)Олег      
5.  Что относится к жанру героического эпоса?
А) летописи          б) сказки                          в) пословицы и поговорки             г) былины              
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: проверка уровня освоенности знаний
Учитель: “Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела».
Перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав.
(Ответ: распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика).
IX.    Рефлексия учебной деятельности на уроке
Ответ на проблемный вопрос: Почему князь Ярослав Мудрый? Чему мы должны у него учиться?
Д/з – параграф 6, выучить слова

Комментариев нет:

Отправить комментарий