Куртушан
Ольга Валерьевна
МБОУ
СОШ №5
Учитель
математики
Предмет:
математика
Класс:
6
Тема:
Сложение и вычитание смешанных чисел
№
37
Дата проведения 23.10.2012
Базовый учебник: Математика 6 Виленкин
Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С. И.
Дидактическая
цель: создание условий для проявления познавательной
активности учащихся
Тип
урока: комбинированный
Планируемые
результаты:
·
Личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
и контрпримеры; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной
математической деятельности; способность
к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений
·
Метапредметные: понимание
сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии и
предложенным алгоритмом; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач,
понимать необходимость их проверки; умение планировать и осуществлять
деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
·
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,
представление об основных изучаемых
понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и
изучать реальные процессы и явления; умение работать с математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять
математическую терминологию; овладение навыками устных, письменных вычислений
Методы обучения: диалогический, проблемный,
эвристический
Формы организации
познавательной деятельности учащихся: групповая,
индивидуальная, работа в паре, фронтальная.
Средства обучения: учебник Математика 6 Виленкин Н.Я., компьютер, мультимедиа-проектор,
экран, презентация
Технологическая
карта (ход урока)
Этап урока
(время)
|
Содержание
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность
учителя
|
Формируемые УУД
(личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные)
|
||||||||
1. Организационный этап
2 мин
|
Создание
благоприятного психологического настроя на работу
|
Включаются в
деловой ритм урока.
Записывают в
тетрадь дату, «классная работа».
|
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Организует внимание учащихся.
|
самоопределение
целеполагание
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
|
||||||||
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
2 мин
|
На
слайде
Дроби всякие нужны.
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет
удача.
Если дроби будешь знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже сложная
задача.
|
Обсуждают, что
известно по теме «дроби». Чему бы они хотели научиться по данной теме.
|
Записывает
на откидной доске предложенные варианты
|
|||||||||
3. Актуализация знаний
(в т.ч устный счет)
7 мин
|
На слайде
|
Определяют, что
число 17 лишнее.
Делят дроби на 2
группы: правильные и неправильные. Называют определение правильных и
неправильных дробей.
Записывают в
тетрадь неправильные дроби в столбик.
Называют правило
выделения целой части из неправильной дроби, вспоминают, что полученные числа
называются смешанными.
Записывают их.
2-3 учащихся
называют полученные числа, остальные проверяют себя.
- Состоят из
целой и дробной части.
Записывают в
тетрадь сумму целой и дробной части
|
- Что здесь
лишнее?
- На какие группы
можно разделить? В чем отличие неправильных и правильных дробей?
- Выпишите
неправильные дроби в столбик.
- Вспомните
правило выделения целой части из неправильной дроби.
- Как называются
полученные числа?
- Почему они так
называются?
- представьте их
в виде суммы целой и дробной части.
|
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение, аналогия. Извлечение нужной информации
Построение
речевого высказывания
Выполнение пробного
учебного действия. Фиксирование индивидуального затруднения
Аргументация
своего мнения и позиции
|
||||||||
На слайде
1. a+b=b+a –
переместительное;
2. a+b+с=a+с+в=в+с+а – сочетательное
На
слайде
Упростите выражения, используя свойства
сложения (устно)
613
+ 73 + 27 =
43
+ 97 + 57 =
11
+ 24 + 49 + 36 =
23
+ 24 + 25 + 26 + 27 =
|
Предлагают запись
свойств сложения в буквенном выражении, затем видят эти свойства на слайде
Отвечают: для
упрощения вычислений
Работают устно, применяя сочетательное
свойство сложения, отвечают желающие учащиеся
73 + 27 + 613 =
713
43 + 57 + 97 =
197
(11 + 49) + (24 +
36) = 120
(23 + 27) + (24 +
26) + 25 = 125
|
- Вспомните,
какие свойства сложения вы знаете.
- Для чего
применяются эти свойства?
Контролирует
правильность устных вычислений
|
||||||||||
На
слайде
Задача Картинки
На
слайде:
Алгоритм сложения
смешанных чисел, в которых дробные части имеют одинаковый знаменатель
|
2-3 учащихся составляют задачу по картинкам.
Записывают в тетради
Замечают, что
дробную часть можно сократить.
Сокращают,
называя правила сокращения дробей, основное свойство дроби.
2-3 учащихся
предлагают задачи с этими же числами на вычитание.
Записывают в
тетради решение.
Учащиеся делают вывод: при решении задачи
использовали правило сложения смешанных чисел.
Называют раннее
уже известный им алгоритм сложении и вычитания смешанных чисел (где знаменатели дробных частей одинаковы)
Видят на слайде
алгоритм
|
- Составьте по
картинке задачу.
- Запишите в
тетради решение задачи.
- Что заметили?
- Измените
условие задачи так, чтобы в решении выполнялось вычитание.
- запишите только
решение
Какой вывод можно сделать?
- Представьте правило в виде алгоритма
|
||||||||||
4.Открытие новых знаний.
5 мин
|
Вывод нового правила
М.
-
С.
-
На
слайде:
Алгоритм
дополняется
|
Записывают решение
Замечают, что
дробные части смешанных чисел имеют разные знаменатели.
Делают вывод, что
нужно привести их к общему знаменателю. Приводят и выполняют сложение.
=
Предлагают
дополнить алгоритм записью: «привести к общему знаменателю дробные части».
Видят на экране,
как алгоритм дополняется предложенной ими записью.
Записывают
алгоритм сложения смешанных чисел, где дробные части имеют разные знаменатели,
в тетради
|
-
Решите эту же задачу с измененными числовыми значениями.
- Что заметили?
Запишите тему «Сложение
и вычитание смешанных чисел»
- Посмотрите на алгоритм.
Что не хватает в нем для решения данной задачи?
|
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение, аналогия. Определение основной и второстепенной информации.
Построение
речевого высказывания
|
||||||||
5. Первичное закрепление
5-6 мин
|
На
слайде:
Выполните
сложение, применяя алгоритм
а)
в)
|
Желающие
учащиеся выполняют у доски с подробным комментированием и проговариванием алгоритма.
Остальные учащиеся записывают решение в тетради.
а)
в)
г)
д)
|
Контролирует
правильность выполнения заданий
|
Анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия. Структурирование знаний.
Выполнение действий
по алгоритму.
Построение рассуждений
Построение
речевого высказывания.
Аргументация
своего мнения и позиции
|
||||||||
Физкультминутка
1 мин
|
На слайде: треугольник,8
|
Выполняют
зарядку для глаз.
|
Рисуй глазами треугольник, Рисуй
глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по
линиям води. И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально, и в центре
ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты
молодец!
|
Формирование
навыков организации учебной деятельности с учетом принципов здорового образа
жизни
|
||||||||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и
их коррекция.
4 мин
|
Самостоятельная
работа с взаимопроверкой
На
слайде:
На слайде: ответы
|
Работают
самостоятельно, затем меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют друг
друга ответами, выведенными на экран.
Учащиеся
в парах обсуждают допущенные ошибки.
|
Следит
за выполнением самостоятельной работы.
Отвечает
на вопросы учащихся.
|
Саморегуляция
в ситуации затруднения. Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Формулирование
и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
|
||||||||
7. Закрепление.
Решение задач
7-8 мин
|
Решение задач
На слайде:
Задача
на разностное сравнение.
Найдите
периметр треугольника, если одна его сторона
|
Желающий
учащийся решает задачу у доски с подробным комментированием, записывая
краткую запись, решение по действиям с пояснением, ответ. Остальные учащиеся
записывают в тетрадь.
1)
2)
3)
Ответ:
Р =
|
Контролирует
правильность решения задачи, помогает в оформлении
|
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение, аналогия. Структурирование знаний.
Выполнение действий
по алгоритму.
Саморегуляция.
Построение
речевого высказывания.
Аргументация
своего мнения и позиции
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
|
||||||||
На слайде:
Задачу
№ 389 решите самостоятельно.
На слайде:
Решение
и ответ задачи
|
Учащиеся
самостоятельно записывают решение и ответ задачи в тетради. Затем проверяют
себя по слайду.
Решение:
=
Ответ: периметр треугольника
|
|||||||||||
8. Применение полученных знаний
в измененной ситуации
4 мин
|
На слайде:
а)
в)
|
Учащиеся
в парах обсуждают план решения.
Предлагают
привести числа к одному виду.
Желающие с подробным комментированием решают
у доски, остальные записывают решение в тетради
а)
в)
|
Контролирует
правильность выполнения заданий
|
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение, аналогия. Построение
рассуждений
Саморегуляция
в ситуации затруднения
|
||||||||
9. Повторение 3 мин
|
Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями
Решение заданий повышенного уровня
На слайде:
|
Учащиеся
работают в группах
1
учащийся от группы представляет решение на доске
|
Контролирует
правильность выполнения заданий
|
Выражение своих
мыслей, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Учет
разных мнений. Координирование в сотрудничестве разных позиций
Осознание ответственности
за общее дело
|
||||||||
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению 1 мин
|
На слайде:
Домашнее
задание
Стр.
59 п.12
№
414, 421, 426 а
(по
желанию № 425 а)
|
Записывают
домашнее задание в дневник
|
Дает
инструктаж по выполнению домашнего задания
|
планирование учебного
сотрудничества с учителем
|
||||||||
11. Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин
|
1)Подведение
итогов урока
2)
Самооценка
3)
Выставление оценок за урок
|
Какие
цели вы поставили на урок? (обратиться к записям на откидной доске)
Достигли
вы цели, поставленной для себя на уроке?
|
Контроль,
коррекция, оценка.
Саморегуляция.
Выражение
своих мыслей.
Контроль
и оценка процесса и результатов деятельности
|
Презентацию к уроку можно посмотреть здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий